Александр Маслак

Вы здесь


Александр Маслак родился 14 апреля 1958 года в семье инженера военно-морского флота, капитана I ранга Виктора Гавриловича Маслака, автора научных трудов и учебников, которые до сих пор можно встретить в библиотеках технических вузов. Казалось бы, дальнейший жизненный путь предрешен — пойти по стопам отца, посвятить свою карьеру военному делу. Мать Александра, Галина Григорьевна, закончившая институт им. А.И. Герцена по специальности зарубежная филология, полностью посвятила себя семье и воспитанию сына и, благодаря ее влиянию — прочитанным книгам, регулярным совместным посещениям театров и музеев незаметно, исподволь, у мальчика возник устойчивый интерес к литературе и искусству. А в 12 лет с ним произошло знаковое событие — его приняли в Ленинградскую среднюю художественную школу.

Александр оказался в самом сердце, средоточии историко-культурных художественных традиций Санкт-Петербурга, да и сама жизнь в старой части Васильевского острова с его атмосферой прошедших эпох незримо витающей над проспектами, улочками и тихими дворами давала богатый материал визуальных впечатлений и пищу для воображения. В итоге Александр направил свои стопы не в военное училище, как мечталось отцу, а стал студентом института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где учился в мастерской монументальной живописи возглавляемой именитым профессором А.А. Мыльниковым, в чьем творчестве определяющим началом было обращение к классическому наследию, знаниями о котором он щедро делился со своими студентами.

Пейзаж, тематические произведения, насыщенные фантазийными образами, навеянными искусством старых мастеров и конечно же натюрморт, получивший под кистью живописца своеобразную ретроспективную окраску. Помимо музейной коллекции Эрмитажа, с которой художник был хорошо знаком еще со студенческих времен, в 90-е годы мастер открывает для себя художественные собрания Франции, Италии, Нидерландов, Германии, стран, где ему довелось побывать в то время. Встреча с искусством мастеров Ренессанса, барокко и рококо без посредничества фотографий и репродукций оказало большое влияние на дальнейшее творчество.

Бесспорным образцом натюрморта для А.Маслака являются произведения голландских мастеров 17 века. Боявшиеся сотворить себе кумира и практически отказавшиеся от религиозной живописи, художники этой небольшой протестантской страны, вдруг ставшей торговой владычицей земного шара, и сделавшей Амстердам обильным кладезем роскошных и экзотичных вещей, нашли свой кумир в предметном мире. Бесконечно далеки между собой Голландия 17 столетия и Россия конца 20 века, но есть и некая схожесть — российский художник после идеологической аскезы предыдущего периода, когда слово «вещизм» было до краев наполнено отрицательным смыслом неожиданно очутился в новой для себя ситуации возрождения в обществе интереса к тому материальному, что делает жизнь изящной, нарядной, наконец, роскошной. Стилистически близкой этим желаниям оказалась иллюзорная манера старых мастеров, которая органично была воспринята А. Маслаком и стала неотъемлемым проявлением индивидуального строя души и уникальности художественного дарования автора.

А.Маслак далек от христианской символики голландских stillevens, тем не менее каждый его натюрморт — семиотическая система, смысл которой становится ясен только в контексте культурно-исторического пространства, как, например, в полотне «Натюрморт с часами и кувшином» (1998). Резная металлическая курильница, фарфоровая пара для шоколада, бронзовый подсвечник на мраморной ножке, кувшин из каменной массы, особого сорта керамики, жемчужное ожерелье, фужеры с вином и над всеми перечисленными «действующими лицами» царят причудливые бронзовые часы с носорогом. При всей экстравагантности собранных на натюрморте вещей они не выглядят случайной компанией, наоборот, дополняют друг друга материалом, фактурой, цветом, формой.

Нередко в структуру натюрморта помимо драгоценных исторических предметов Александр Маслак включает реплики с произведений живописи особо чтимых им мастеров, переосмысливаязнакомые картины в новом контексте. Например, «Натюрморт с зеркалом» (1998) на котором в старинной раме резного псише воссоздана фигура юной флейтистки — фрагмент известной эрмитажной картины «Музыкантши» безымянного нидерландского художника 16 столетия. Зрителю представляется самому решать, что он видит — либо реальное отражение картины, копии или репродукции, висящей на противоположной стене, либо мимолетное призрачное видение, притянутое из глубины веков стопкой потрепанных нотных партитур, лежащей перед зеркалом.

Особую область среди тематических натюрмортов Александра Маслака занимают полотна изображающие карточные домики, сюжет довольно редкий в наши дни, но пользовавшийся большой популярностью в жанровой живописи XVIII века. в картинах Александра Маслака карточный домик не обитатель бесхитростно-очаровательного мира детской, это герой другого измерения, где царит иллюзорность и обман, «Карточный дамский домик» (2009) лейтмотив обманчивости ожиданий сопрягается с темой соблазна. Завлекающими сиренами на скалистом утесе несущим смерть неосторожному мореходу, сидят карточные королевны на затейливой пирамидальной конструкции, составленной из разных колод.

Поначалу, еще в 80-е годы, молодой художник А. Маслак увлекся аналитическим искусством Павла Филонова, самостоятельным вариантом экспрессионизма, считавшим, что форма состоит из атомов и молекул и задача живописи - это передать. И хотя первые опыты по освоению художественных принципов выдающегося мастера оказались удачными, полотна «Мотоциклисты» (1988) и «Мужчина с конем» (1988) яркое тому подтверждение, сама концепция, предполагающая изображения мира в движении, а его формы в состоянии «органического роста» стала лишь этапом в творческой биографии Александра Маслака с его спокойно-вдумчивым поэтическим восприятием действительности.

Очень характерным для дальнейшего творчества художника является живописное полотно «Вышивальщица» (2006), находящееся на стыке жанров –любимого натюрморта и интерьера, созданного под впечатлением одного из обаятельнейших произведений русского искусства — «Отражения в зеркале» приписываемого Григорию Сороке. Как и на картине русского мастера, в работе Александра Маслака использован тот же композиционный прием – неглубокое пространство перед зеркалом заполнено драпировкой и небольшими вещами, а за ними видно отражение комнаты в серебристом мерцании дневного света.

Творчество Александра Маслака плоть от плоти явление сугубо петербуржское, взращенное в «тиши библиотек», в филармонических залах, где звучат «концертов строгие мотивы», в благоговейной сосредоточенности музейных экспозиций, среди улиц и площадей города-памятника. Его вовлеченность в культуру и искусство прошлого помогла ему с одной стороны обрести многовекторность и отточенность выразительных средств и приемов, с другой обрести взгляд несуетный. Углубленное тонкое восприятие пластической красоты как мира природы, так и рукотворной среды, придало его произведениям оттенок романтической созерцательности и поэтической одухотворенности.

Александр активно выставляется как в России, так и за рубежом. Его произведения пользуются неизменным интересом и спросом у зрителя. Хочется отметить еще одну сторону творческой деятельности художника — вот уже 35 лет он преподает в академическом художественном лицее им. Б.В.Иогансона, бывшей СХШ, которое сам в свое время закончил. Многие его ученики стали известными художниками и с благодарностью вспоминают своего учителя, ведь кто умеет видеть красоту прошлого — научит видеть ее и в настоящем.

Текст биографии — Елена Миронова, искусствовед, член Союза художников РФ

Виртуальные выставки